четверг, 29 марта 2012 г.

Чего за рулем делать не следует

Бытует мнение (особенно среди начинающих), что записанные в "Правилах" ограничения, касающиеся технического состояния мотоциклов, надуманы и существуют только для того, чтобы пополнять казну государственную, а также личную – гибэдэдэшников. Это неверно. "Правила" лишь суммируют накопленный печальный опыт, щедро окропленный кровью пострадавших. Одно из таких положений – запрещение езды с неисправными осветительными приборами. Попросту говоря, езды без включенных фар и "габаритов" в расчете на свою счастливую звезду.
Полбеды, если только ты сам не заметишь яму на дороге. Хуже, когда водитель встречной машины, не подозревая о "невидимке", начнет маневр в твою сторону… Поэтому в случае, если у вас в дороге погас свет во всех фонарях, самое разумное (не считая, конечно, отказа от поездки) – пристроиться к какой-нибудь машине "в хвост". Старайтесь ехать по следу одного из колес и ни в коем случае не между ними. Ведь именно там могут лежать предметы, которые автомобилист пропускает между колес.
Бойтесь ослепления, ведь встречный водитель вас не видит и не переключит свет на ближний.
Существует опасность и комичная: в темноте при торможении перед остановкой трудно почувствовать, едет мотоцикл или уже остановился. Бывало, слезает иной на ходу с байка, решив, что он уже стоит. Избежать подобных казусов может включенная "мигалка".
СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ
В принципе, сама по себе буксировка по прямой с постоянной скоростью опасности не представляет. Но как только веревка ослабнет и провиснет, что происходит на спуске или при торможении головного мотоцикла, – будьте настороже. Если она попадет под переднее колесо (а скорее всего так и произойдет, ведь в отличие от автомобилей, у мото и колеса, и буксир находятся на одной прямой), то падения не миновать. Напрашивается совет № 1: если уж приспичило ехать на буксире, не допускайте слабины фала! Достигается это тем, что "командует парадом", в смысле торможением, водитель заднего мотоцикла. Водитель переднего может вообще забыть о тормозах или только в случае надобности мигнуть стоп-сигналом: мол, давай!
Если при остановке веревка все же провисла, натяните ее, откатив ногами один из мотоциклов. Трогаясь, вспомните совет № 2: первые метры, пока аппараты не обрели инерцию, езжайте только по прямой, иначе ваша поездка закончится, так и не начавшись. Трогаясь, нелишне убедиться в том, что буксирный фал закреплен правильно. Точка его крепления должна быть как можно ниже и ближе к продольной оси. У буксируемого аппарата все просто: веревку пропускают через перья вилки и привязывают к раме. У ведущего мотоцикла найти подходящую точку крепления, может быть, сложнее – все зависит от типа мотоцикла и наличия на нем багажника.
И третий совет: проходите повороты по максимальному радиусу, след в след. Ни в коем случае не срезайте траекторию.
ОТ ГВОЗДЯ НЕ ЗАРЕКАЙСЯ
Спущенное колесо воспринимается в дороге как большая неприятность. Запаски, как известно, на байках не предусмотрены, а замена камеры (если она есть) и у опытного мотоциклиста отнимет по крайней мере полчаса. У современных импортных аппаратов нет центральной подставки, что добавляет головной боли. Так как же снять это колесо? Устранить прокол проще, если шины бескамерные. Да вот беда, на таких мотоциклах не предусмотрена перевозка насоса (подразумевается наличие в местах вашего обитания развитой сервисной сети, а также специальных баллончиков с воздухом в кармане или кофре). В общем, на любом аппарате может возникнуть потребность проехать на спущенном (или полуспущенном) колесе.
Это нежелательно по двум причинам: мотоцикл становится плохо управляемым, и шина постепенно превращается в мину замедленного действия. Дело в том, что от больших деформаций происходит местный перегрев и разрушение нитей корда. Такая шина может перетереть камеру и в буквальном смысле взорваться в любой момент.
Когда невозможно самому отремонтировать шину, лучше всего оставить аппарат на платной стоянке или, если вы за городом, – во дворе у местных жителей. На небольшое расстояние можно прокатить мотоцикл, толкая его руками, но не садясь на него. Если байк тяжелый, – помогите себе мотором, пробуксовывая сцеплением.
Если все же решитесь двигаться, то езжайте крайне осторожно. Самое сложное – тронуться. Выставьте для страховки обе ноги в стороны–вперед и очень плавно прибавляйте "газ". Главное, чтобы покрышка не слезла с обода – иначе ехать не сможете. Двигаться же вообще без покрышки, на одном ободе, можно всего несколько километров – если даже колесо полностью выйдет из строя.
Повороты проходите плавно, как будто едете по голому льду. Оптимальная скорость – 20–30 км/ч. Если медленнее — аппарат сильно водит из стороны в сторону, быстрее – опасно из-за непредсказуемости траектории.
КАЙФ — ПОД КОНТРОЛЕМ
Все навыки, о которых мы говорили в прошлых статьях, включая даже только что рассмотренные, – все они совершенствуют мастерство и повышают безопасность в любых условиях. Но есть одна вещь, которая абсолютно всегда играет против вас – снижает реакцию, притупляет бдительность, ухудшает физическую форму. Конечно, это езда "под градусом".
Ни у кого, даже у самых именитых гонщиков нет иммунитета к действию алкоголя. Он быстро проникает в кровь, поскольку не нуждается в переваривании в желудке. В считанные минуты алкоголь достигает мозга, и тут начинается…
Однако речь идет не о том, чтобы "ни-ни". Важнее знать, когда можно ехать "после того".
Степень опьянения определяется концентрацией алкоголя в крови. Она, в свою очередь, зависит от трех факторов: количества выпитого, веса вашего тела и сколько времени прошло после выпивки.
К достоинствам алкоголя, помимо его "кайфовости", относится то, что он не остается в организме навсегда. За час из 60–80-килограммового байкера может "выйти", в среднем, 360 смз пива, вина или ликера – 150, а водки – всего 18 смз. Если выпить в час больше этого количества, алкоголь начнет аккумулироваться в теле, и для полного его "сгорания" потребуется больше времени. При этом "большой" может быстрее протрезветь после выпитой порции, но разница во времени усвоения у худосочного седока составит не более 20%.
Разумеется, ни один из водителей не возит с собой калькулятор и секундомер. Тем не менее, ориентиры состояния можно подобрать. Нужно представлять, что после баночки пива через час-другой можно ехать. А вот после стакана водки лучше остаться на ночь у гостеприимных хозяев или взять такси.
У нас нет, как в Швеции и Финляндии, добровольцев из организации "Красный нос" – те бесплатно развозят байкеров по домам. А жаль!
МОТО, 7/99

Комментариев нет:

Отправить комментарий