"Заведомо убийцы" МОТО, 6/99
На днях сосед купил сыну поезженный "Иж". "Совсем кризис замучил?" – понимающе спросил я этого денди, разъезжающего на "Линкольне Навигаторе". "Ну, не до такой степени, – усмехнулся тот. – Просто хочу, чтобы сын сначала поучился на "совкоцикле", а к следующему сезону куплю что-нибудь японское…"
Ход мысли понятен. И, увы, порочен. Ибо любой звереныш из породы "совкоциклов" (воспользуемся этим неуклюжим, но емким словцом) в мальчишеских руках – игрушка если не смертельная, то опасная, как противотанковая мина.
Я вовсе не отношусь к тем, кто считает мотоцикл машиной для самоубийц. В конце концов, это "средство повышенной опасности" ничуть не страшнее прогулки по вечерним улицам, развлечений на роликовых коньках и прочих средств "оттяга". И уж, безусловно, предпочтительнее, чем времяпровождение в подъездных компаниях. Но вспомним бессмертные слова мудрого Хайяма: "Вино запрещено, но есть четыре "но"… Так при соблюдении каких условий "всем здравомыслящим вино разрешено?"
Прежде всего надо усвоить одну нехитрую истину: все наши мотоциклы за редчайшим исключением – выходцы из 30-х годов. И адекватны лишь условиям той ушедшей эпохи, когда понятие "поток" означало машины, идущие с интервалом в трамвайную остановку, а "пробкой" считалась встреча на перекрестке больше трех автомобилей. Про динамику умолчим. Вот тормоза и управляемость – штука пострашнее. На все это накладывается еще и знаменитое советское качество. Раньше оно страдало от гонки за планом, а сегодня… Один из руководителей предприятия признался: "Я не имею морального права требовать высокого качества от человека, которому плачу 500 рублей в месяц". А штамповать запрограммированных убийц совесть позволяет?
- Барабанные тормоза практически исчезли на зарубежной мототехнике именно потому, что их характеристики не соответствуют современным дорожным условиям: они уступают "дискам" и по силе, и по "усталости" от частых торможений. У нас же их продолжают упорно ставить даже на весьма тяжелые машины. Управляемость… Рамы и подвески на большинстве "совкоциклов" спроектированы тогда, когда мощность моторов была чуть ли не вдвое меньшей. Добавим патологическую кривизну рам и маятников, пресловутые резиновые сайлент-блоки в местах их стыка, "косые" колеса… К тому же "оппозиты" и "Ижи" прошли полувековой путь эволюции под знаком боковой коляски, а как ведет себя машина без оной – никого не интересовало. Плюс – возраст. "Отжигать" на всю катушку хочется? Так мотор "совкоцикла" с удовольствием заклинит на скорости чуть за сотню – не любят эти машины скорости. Теперь представьте этот гремучий коктейль под пацаном, да на запруженной машинами улице…
- Выводы? Не стройте иллюзий! Посредственная динамика "совкоциклов" совсем не означает, что эти машины безопасны. Если вы сами опытны – с ними вполне справитесь. Но не доверяйте юную жизнь своих родненьких, незаменимых "Ижу" или "Уралу". Эти машины действительно требуют немалого опыта – чтобы справляться с их конструктивно заложенной инвалидностью. Еще раз: оставьте тяжелые и неповоротливые мотоциклы зрелым, спокойным людям. Если ваш городок или село живет в неспешном ритме середины века или же мотоцикл не покидает дачных проселков, считайте, что вам повезло: можете смело покупать даже "Минск". А в городе, пожалуй, лишь с продукцией ЗИДа можно постигать азы вождения мотоцикла – она в гораздо меньшей степени страдает вышеперечисленными болезнями. Только после покупки не поленитесь найти хорошего механика, который добросовестно проинспектирует машину.
- Мой вам совет: позволяют средства – не спешите брать для чад "Иж" или "Яву" на пробу. На нашем рынке можно найти 250-кубовый японский "секонд хэнд", да и 125-кубовые машины, которые появились у дилеров. Поверьте, для начала этого вполне достаточно, чтобы у пацанов в голове не появились комплексы, а на вашей – седины
- Дорого? Жизнь детей дороже.
Комментариев нет:
Отправить комментарий