четверг, 29 марта 2012 г.

Завалил мотоцикл? Ничего страшного в этом нет!

У меня такое подозрение, что многие тут думают, что надо прилагать любые возможные усилия, чтобы только не завалить мотоцикл. Что падение мотоцикла ужасно опасно. Что настоящие опытные мотоциклисты просто никогда не допускают, чтобы это произошло.

Нонсенс! Я не знаю ни одного человека с опытом вождения мотоцикла хотя бы несколько лет, кто ни разу не заваливал свой мотоцикл, а если и нет, то рано или поздно он это сделает.

Понятное дело, что это всегда сильно смущает владельца, и именно это является первейшим поводом для дружеских подколов и насмешек. Но отнюдь не всегда падение мотоцикла так уж опасно.

После длительной поездки я видел ОЧЕНЬ опытных людей, которые останавливались, слезали с седла и просто уходили прочь от мотоцикла, забыв поставить его на подножку. Я видел, как люди садились с левой стороны на мотоцикл, припаркованный на правом поперечном уклоне, и даже не начав движение, тут же падали на правую сторону, потому что не могли быстро достать ногой до земли. Я видел, как мотоциклисты, пытаясь поставить ногу для опоры при остановке, поскальзывались на гравийном покрытии и мотоцикл заваливался буквально в мгновение ока. Но практически ни в одном из перечисленных случаев ни человек, ни техника не страдали.

Глупость не в том, что ты случайно уронил свой мотоцикл. Намного глупее оказаться под ним после падения!

ПЕРВЫЙ УРОК, который я даю людям, решившим купить тяжелый мотоцикл - это то, как правильно его заваливать. Если они еще не успели сделать покупку, я даже иду на то, чтобы провести такой урок на своем собственном GoldWing.

Я прошу ученика заехать на участок с травяным покрытием с относительно плотным земляным покровом, выключить двигатель и начать медленно наклонять мотоцикл на левую сторону. Перед началом "занятия" я объясняю, что происходит по мере наклона: в определенный момент проекция центра тяжести мотоцикла выходит за левый габарит бензобака, своего рода критическую точку, после которой уже НИКТО не в состоянии удержать GoldWing в таком положении и тем более поставить его вертикально. Попытки сделать это могут привести к травме! Ученик должен научиться чувствовать этот предел и в случае неудачи перестать удерживать мотоцикл. Если уж дело дошло до падения в статике, надо отпустить левую ручку руля, БЫСТРО вскочить на правую подножку правой ногой и убрать левую ногу подальше от падающего мотоцикла, сделав как можно более широкий шаг влево (правой ногой опираясь на правую подножку).

Если научиться делать это толково, то в результате ты останешься стоящим на ногах - одна на земле, а другая на правой подножке, а мотоцикл ляжет на левый бок. Как правило, за 2-3 раза любой может этому научиться (в первый раз многие падают вместе с мотоциклом, упираясь руками в землю - если это случается, то я напоминаю, что надо отпускать левую ручку руля до того, как она утянет тебя вниз). Кроме этого, очень важно ОЧЕНЬ БЫСТРО перенести свой вес на правую подножку и широко шагнуть левой ногой влево. После короткой тренировки эти движения откладываются в памяти и не забываются в течение длительного времени.

Самое интересное, что обычно при падении из статического положения GoldWing даже не отрывает колес от земли - ему мешают защита двигателя и боковых кофров. В результате мотоцикл абсолютно не страдает, а ученик осознает, что в заваливании мотоцикла действительно нет ничего страшного.

Теперь надо научиться поднимать 400-килограммовый мотоцикл, и на эту тему тоже имеется соответствующая заметка.

При обсуждении вопроса о том, как правильно спрыгивать с падающего мотоцикла, хочу еще заметить, что я рекомендую делать это согласно приведенной мною методике только в том случае, если мотоцикл стоит на месте или движется не быстрее скорости пешехода. Если же скорость движения мотоцикла явно выше, то для мотоциклиста безопаснее оставить ноги на подножках и не высовывать их за боковые габариты мотоцикла - в этом случае дуги спасут конечности от переломов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий