Одним из самых тяжких правонарушений, которое
часто влечёт за собой весьма плачевные последствия, является управление
автомобилем водителем, находящимся в состоянии опьянения. Поэтому и наказание,
предусмотренное за данное нарушение, сурово
и безальтернативно – лишение права
управления. Правда, в некоторых странах за такие нарушения наряду с лишением
права управления предусмотрены как немалые штрафы, так и тюремное заключение,
однако в данном случае главную играет роль не столько само наказание, сколько его
неотвратимость и самое главное – справедливость и законность. А они немыслимы
без точного установления состояния водителя.
Именно поэтому вопрос проведения медицинского
освидетельствования является главным при рассмотрении дел подобного рода.
Изменения, внесённые Государственной Думой в административное законодательство,
заметно коснулись и данного вопроса, и чтобы их правильно оценить, необходимо
провести сравнение между действующим порядком и теми правилами, которые будут
применяться на практике после вступления в силу нашумевших поправок в КоАП РФ
(далее – кодекс).
Напомним, что медицинское освидетельствование
на состояние опьянения (далее – освидетельствование) является мерой
процессуального обеспечения и применяется в строго определённых законом случаях.
Статьёй 27.12 кодекса установлено, что если в отношении водителя имеются
достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, он
отстраняется от управления транспортным средством и направляется на медицинское
освидетельствование на состояние опьянения.
Критерии, подпадающие под признаки опьянения,
закреплены в приложении № 6 к приказу Минздрава
№ 308 от 14.07.2003 г.: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы;
нарушение речи; выраженное дрожание пальцев рук; резкое изменение окраски
кожных покровов лица; не соответствующее обстановке поведение; наличие алкоголя
в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации,
зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и
рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние
опьянения.
Процессуальный порядок направления на
освидетельствование следующий. При наличии одного или нескольких из
вышеприведённых критериев сотрудником ГИБДД составляется протокол об
отстранении от управления транспортным средством, затем – протокол о
направлении на медицинское освидетельствование. Отказываться от медицинского
освидетельствования категорически нельзя: во-первых, обязанность его прохождения
является одной из обязанностей водителя, предусмотренной п. 2.3.2 Правил
дорожного движения. Во-вторых, отказ водителя от прохождения медицинского
освидетельствования является административным правонарушением, которое в
соответствии со ст. 12.26 Кодекса наказывается лишением права управления транспортными
средствами сроком от полутора до двух лет, а если водитель не имеет права
управления или его лишён – наказание будет в виде административного ареста на
срок до 15 суток. Все предлагаемые к подписанию протоколы необходимо прочитать
и расписаться, а также потребовать себе их копию – ч. 3 ст. 27.12 Кодекса прямо
обязывает инспектора выдать копии этих протоколов лицу, в отношении которого
они составлены.
Распространённым является заблуждение относительно
обязательности наличия понятых при отстранении от управления и направлении на
медицинское освидетельствование – закон не требует присутствия понятых при этих
действиях. Правда, соответствующие графы в бланках протоколов имеются, однако
они там появились не в силу закона, а потому, что именно в таком виде были
заказаны и изготовлены сами бланки этих документов.
Надо иметь в виду, что на сегодняшний день предложение
водителю дыхнуть в некий приборчик не является медицинским освидетельствованием
– это просто предварительная проверка, однако при положительном её результате у
сотрудника ГИБДД будут все основания для направления водителя именно ко врачу. Однако
с 01 июля 2008 г. будут весьма значительные изменения в ст. 27.12 Кодекса, и
прежде всего – в части полномочий по проведений освидетельствований и его видов.
Так, ст. 27.12 будет дополнена ч. 1.1 следующего содержания:
«1.1. Лицо, которое управляет транспортным средством
соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания
полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние
алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения
освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования,
а равно при наличии достаточных
оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном
результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения
указанное лицо подлежит направлению на медицинское
освидетельствование на состояние опьянения».
То есть фактически будут введены два вида освидетельствования – обычное и медицинское. Причём именно
медицинское освидетельствование
будет проводиться не всегда, а только в тех случаях, когда водитель не согласен
пройти простое освидетельствование, а также при его несогласии с результатами
этого освидетельствования либо при наличии признаков опьянения, но
отрицательном результате простого освидетельствования (напомним – это всё
вступит в силу с 01 июля 2008 г., пока же порядок остаётся действующий. Порядок
проведения простого освидетельствования тоже будет установлен Минздравом, не
сегодняшний день такого документа не существует).
После проведения освидетельствования и заключения
врача в зависимости от его результатов может быть составлен протокол об
административном правонарушении (если выявлено состояние опьянения).
На сегодняшний день (до 01 июля 2008
г.) кодекс не раскрывает понятия «опьянение», в связи с чем установление
порядка медицинского освидетельствования частью 6 статьи 27.12 кодекса отдано
Правительству, которое, определив своим постановлением № 930 от 26.12.2002 г.
общие правила освидетельствования, более детальное решение этого вопроса
возложило на Минздрав, во исполнение этого и издавший вышеуказанный приказ №
308 от 14.07.2003 г.
В соответствии с этим приказом (с
изменениями, внесёнными приказами
Минздрава от 07.09.2004 № 115 и от 10.01.2006 № 1), основанием для
проведения освидетельствования является протокол о направлении, составленный и
подписанный уполномоченным в области надзора за безопасностью дорожного
движения лицом, а также водителем, направленным на освидетельствование. Для
проведения освидетельствования медицинское учреждение должно иметь лицензию на
данный вид деятельности, а врач обязан пройти специальную подготовку по
утверждённой программе, что удостоверяется справкой произвольной формы справкой с подписью и
печатью, срок действия которой – три года.
При проведении освидетельствования
должны использоваться зарегистрированные и разрешённые к применению приборы
(алкотестеры, алкометры и др.), которые
определяют количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе или
биологической среде человека.
Исследование выдыхаемого воздуха
является обязательным во всех случаях, а исследование биологических объектов
(анализов) должно производиться только тогда, когда имеются клинические
признаки опьянения, но при этом результаты анализа алкоголя в выдыхаемом
воздухе являются отрицательными.
Для заключения о наличии состояния
алкогольного опьянения достаточно наличия клинических признаков опьянения и
положительного результата исследования алкоголя в выдыхаемом воздухе. Надо
особо отметить, что распространённое мнение о так называемой «допустимой норме»
алкоголя, которую многие считают равной 0,5 промилле, является коварным
заблуждением – как уже сказано, для выводов об установлении состояния опьянения
(в данном случае – алкогольного) достаточно положительных показаний прибора о
наличии алкоголя (любого количества!) в выдыхаемом воздухе, а также клинических
признаков опьянения. А норма в 0,5 промилле была ранее предусмотрена в старой
редакции приказа Миндзрава и касалась она исключительно тех случаев, когда у
испытуемого водителя в силу его физического состояния (пострадавший, без сознаний,
погибший) невозможно было получить анализы – в этом случае диагноз «опьянение»
мог быть установлен именно при наличии в крови той самой «дозы» не менее 0,5
промилле. В настоящее время для лиц, находящихся в таком тяжёлом состоянии,
которое исключает получение у них пробы воздуха, заключение об их нахождении в
состоянии опьянения выносится после исследования биологических анализов (крови
или мочи) и при обнаружении у них абсолютного этилового спирта в концентрации
0,5 и более грамм на один литр крови.
Однако сложность в проведении
освидетельствования заключается и в ином – как уже упоминалось, одним из
обязательных условий подтверждения состояния опьянения является обнаружение так
называемых клинических признаков опьянения. Однако эти признаки являются чисто
научными и медицинскими, которые нигде и никаким законодательным актом не
закреплены, а потому могут трактоваться совершенно произвольно (в том числе и
неумышленно, например, ввиду недостаточного опыта врача), а это создаёт
предпосылки для неправильного толкования данных, указываемых в акте
медицинского освидетельствования и отражающих общее состояние испытуемого –
пульс, дыхание, давление, внешний вид, устойчивость в позах, состояние
сознания, поведение, связность речи, вегетативно-сосудистые реакции, состояние
двигательной сферы, дрожание век, языка и пальцев рук и пр. Понятно, что
какие-либо из перечисленных признаков могут по-разному проявляться у разных
людей, и особенно в ситуации, когда водитель может находиться в стрессовом
состоянии, вызванном самим фактом задержания, доставления ко врачу-наркологу и
нахождения в незнакомой обстановке.
Однако надо констатировать, что и
новая редакция Кодекса практически не разрешила данных вопросов. Несомненно
прогрессивным является установление именно на уровне закона критериев,
свидетельствующих о наличии состояния опьянения, однако и новая формулировка
оставила много вопросов. Так, статья 27.12 Кодекса, определяющая порядок и
основания направления и проведения медицинского освидетельствования, дополнена примечанием,
вступающим в силу с 01 июля 2008 года, в соответствии с которым, «…под
состоянием опьянения… следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в
концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма
на один литр выдыхаемого воздуха, наличие наркотических средств или
психотропных веществ в организме человека, определяемое в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, а равно совокупность
нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления
вызывающих опьянение веществ». Как видно из формулировки, здесь тоже не обошлось без такого невнятного
определения, как «совокупность нарушений физических или психических функций
человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ». В отличие от
«наличия абсолютного этилового спирта», определение которого должно
производиться в точном порядке, определяемом Правительством, установление «нарушений
физических или психических функций человека» будет производиться снова
фактически наугад, так как не существует никаких точно установленных законом и
однозначно свидетельствующих об опьянении «нарушений физических или психических
функций человека», а потому не исключена возможность постановки столь сурового
диагноза наугад, вследствие врачебной ошибки или (что не исключено) умысла.
Есть и некоторые положительные
моменты. Так, часть 7 той же статьи 27.12 Кодекса устанавливает обязательность
вручения копии акта медицинского освидетельствования лицу, в отношении которого
он составлен. Это нововведение является безусловно
правильным – ранее такой акт не только не вручался, но даже и не предъявлялся
на ознакомление лицу, в отношении которого составлялся, в связи с чем узнать о
содержании этого документа можно было только после составления протокола об административном
правонарушении.
Автор: SEREGA-MERS
Комментариев нет:
Отправить комментарий