среда, 28 марта 2012 г.

SYM VS 150

Технические Характеристики:

SYM VS 150
Модель SYM VS 150
Мощность: 12 л.с.
Максимальная скорость: 110 км/ч
Объём двигателя: 149.9сс
Смесь топлива Карбюратор
Тип охлаждения Воздушное
Расход бензина л/100км 2,6
Тип бензина АИ-92
Стандарт EURO-3
Двигатель 4-тактный
Заднее колесо 130/70-12R
Переднее колесо 110/80-12R
Передний тормоз дисковый 270 мм
Задний тормоз Барабанный
Емкость бака 6 л
Вес: 133 кг
Размеры (мм) 1910x740x1125
Категория ТС A
Ориентировочная цена 80000 рублей
  • Цена ориентирована на второго дилера SYM в России.


Опыт использования от Old_Man:

После покупки обкатку в лёгком режиме пройти не смог, было много дел. На третий день после покупки дальняя поездка и на обратном пути, при критическом пробеге в 346 км, поспел в гарантийку на Варшавке, чтобы провести для очистки совести первое ТО. Выехав с Варшавки на МКАД, попал в пробку. На подъезде к Троицку поток достиг 80 км/час, и тут появилась воющая песня в редукторе. Сбросил скорость, песня притихла. Остановился, ощупал редуктор - ошпарил руку. Дома слил смазку из редуктора - мутная моча с металлическими опилками! Вместо гипоидной смазки 85W140 при ТО в редуктор было залито минеральное моторное масло.
Когда освободил багажное отделение от покупок, обнаружил на дне 4 колпачковые гайки крепления унитаза. Ну, думаю, в спешке забыли завернуть. Приглядевшись, понял - резьбы на шпильках сорваны шуруповёртом. Внизу ожидал ещё один "подарок" - в двух местах разбита защита бензобака. Вспомнил, как слесарь сервиса лихо въехал на пандус мастерской, через бордюр тротуара...
Пока дилеры торговались, мой скутер провёл 2 года на таможенном складе. Двигатель работал почти неслышно, но заметно шумно бормотало в районе сцепления. На 800 км мотик стал взбрыкивать на ходу. Решил разобрать вариатор и торкдрайв. Отвернуть гайки с Y-образной приспособой не удалось. Головка на 17 держала, но 30-сантиметровый хромированный рычаг с помощью метрового отрезка трубы был согнут в бараний рог, как пластилиновый, лишив последних шансов.
Осмотрел ремень. Ремень не симметричен, участками ожеван. Его явно крутило на щеках. Огарком стеариновой свечи на холостых оборотах обильно протер зубчатку ремня. Ремень, слегка вздыбившись, перестал извиваться, а затем вытянулся и затих. За полминуты он сбросил с себя на корпус кучу налипшего на него мусора. Кистью с бензином промыл всё от продуктов износа.
Июль, пожары, жара за +30°C - и ехать нужно срочно! Перестарался с мойкой. Кёрхером залил в корпус воздухофильтра воду - двигатель запускается, но оборотов не развивает. Разобрал корпус, слил воду и снял воздухофильтр (ФНС) - проблемы исчезли. Заметно грязноват, пыль кистью смёл, отмочил и отмыл - аж до белого цвета, уайтспиритом. Набираю скорость - спидометр упирается в цифру 80. Я явно перестарался - полностью вымыл пропитку из воздухофильтра. Бензин заметно быстрее убывает. С двух сторон равномерно "прокрасил" ФНС до жёлтого цвета. Скутер полетел мухой, за 115 км/час по МКАД!
Воздухофильтр теперь стал обеднять смесь. При при подгазовке у 105 км/час появились детонационные стуки. Поднятие иглы карбюратора не изменило поведения мотора. Свеча почти белая - бедная смесь. Подлечил проволокой - расширил главный жиклёр. И под свечу прокладку 3 мм медную подложил. Теперь после разгона газ сбрасываю. И разгон после 80 км/час стал веселее.
После 1150 км на очередном дальняке появилась заметная вибрация. Проехав с десяток километров и сбрасывая газ перед светофором, почувствовал резкий набор оборотов двигателя. Оттормозившись, скутер заглох на светофоре. Перезапустив двигатель, понял - сцепление ведёт на холостых оборотах. Разобрал вариатор. Дефект показался сразу - два башмака сцепления беспомощно отвисли. Остатки лопнувшей, до середины корродированной пружины оказались в колпаке сцепления. Из-за долгого хранения попавшая влага корродировала почти треть диаметра платы сцепления и колокола.
С начала июля до конца октября пройдено ещё около 3000 км. С первыми заморозками прихватило тросы газа и тормоза попавшей в оболочки замерзшей водой. Оболочки были промыты и смазаны разжиженной силиконом, PTFE смазкой. Торцы герметизированы отрезками термоусадки.
21 ноября 2010 делал осмотр трансмиссии, общий пробег - 4350 км. Сцепление как новое - пока равномерная приработка около 2/3 поверхности накладок. Колокол чистый, без следов ступеньки и прижогов. Ролики вариатора не потеряли тонкий слой фторопластовой смазки на силиконе. Шкивы гладкие, серые, матовые, и ремень как новый - без износа. В корпусе только снизу у приливов тонкие следы пыли от ремня. Есть уверенность обеспечения пробега в 15 000 км без замены ремня и излишнего обслуживания.
Хотя двигатель заметно форсирован, он греется терпимо. В самый жаркий день при +38°C - температура масла в катере достигала только +130°C. Редуктор трансмиссии не нагрелся выше +80°C. И это при трехчасовой почти безостановочной дальней поездке с грузом и не хилым (78 кг) пассажиром!
Залитого под завязку приемной трубы 6-литрового бака хватило с запасом на почти 180 км пути. Невырабатываемый остаток бензина ~ 0,5 литра. Индикатор расхода топлива - не информативен. С теорией и практикой топливной экономичности парадоксальная неувязка. Цивильная, неторопливая езда в городских пробках, по шоссе и просёлкам с плавным разгоном и докатом, с редким разгоном до 80 км/час ~ 2,9 л/100 км. За городом, на умерено загруженных трассах, с преобладающей скоростью 95 км/час, с обходом пробок и редкими прохватами до 115 км/час ~ 3,3 л/100 км.
Шины бескамерные, фирмы Maxxis, рисунок "Куриная лапа". При нормальном давлении хорошо держат сухой и чистый, поливаемый дождём асфальт. Но их заметно "ведёт" по мокрой разметке и они не любят сухой песок. В быстрых поворотах, на скорости более 60 км/час наклонить скутер тяжело, критический наклон скутера 68°, далее сносит заднее колесо в вероятный "развал" на дороге и нужно спрямлять траекторию. Резина чуть лучше держит только в медленных крутых поворотах, при наборе скорости. Экстренное торможение по сухому и мокрому асфальту на спрямлённых траекториях выдержала достойно.
Зеркала неплохие, слегка выходят за габариты, но расположены низко. Из-за этого в ближней зоне за спиной, прикрытой кофром - мертвая зона, что заметно напрягает при перестроении и обгонах.
На моём VS 150 (2008) - вариатор и торкдрайв несколько иные, чем в стоке 2005 года. На 1 грамм меньше вес роликов, изменен материал и их конструкция. Пружина торкдрайва на 32 мм короче, 136 мм жёлтая - (стоковая 168 мм зелёная). Ремень 19х808 28° - (стоковый 19х811 30°).
Двигатель легко заводится до температуры -10°C стартёром. 1 декабря 2010 года при -24°C застывшее масло не дало провернуть стартёр. С кика завелся с 8 раза. В работе прогретый двигатель устойчив и предсказуем. 12 февраля 2011 года -18°C - завёлся стартёром с 3 раза, аккумулятор не снимался.
Тормозной диск, закреплённый на литом диске, и подшипники переднего колеса после 5000 км - в идеальном состоянии, без износа и существенных биений на уровне тормозного диска ~ 12-15 микрон! Накладки тормоза в первый день эксплуатации были доработаны - сняты с периметра фаски под углом 75°.
Пройдено 5000 км. Ревизия вариатора выявила причину потерянной максималки - перегрев колокола сцепления. Смазка кикстартера залетела в сцепление, заполировав накладки.
Пройдено 5500 км. Обнаружил отсутствие свечения 2-х белых светодиодов в левом габарите. Вчера абсолютно симметрично, помигав парой светодиодов, притух и правый габарит. По идее, светодиод - изделие очень надёжное, но почти одномоментное симметричное повреждение габаритов показалось мне интересным. Начал разбираться и выявил неожиданное. Скутер стоит под навесом, мордой на юго-запад. Вечером солнце светит через оптику скутера как раз на светодиоды. Плата габарита нагрелась как утюг! Светодиоды снабжены линзами - коцентрированые солнечные лучи "поджарили" кристалл сдохшего светодиода.
Разобрал сцепление и торкдрайв. Картина с пропадающей максималкой прояснилась: шкивы переставали раздвигаться, переодически упираясь в невидимое глазу препятствие. В одном из трех фрезерованных каналов шейки шкива лежали останки лопнувшего стального кольца и погнутый грибок упорного штифта. Удалил поломанное и покрутил шкивы - клинение исчезло.
Пробег 6000 км. Двигатель запускается со стартера почти мгновенно. При температуре ниже +20 пусковой обогатитель повышает обороты холодного двигателя до 1800 - через 2-3 минуты обороты спадают до 1500. Трогание начинается почти сразу на 2100-2300 об/мин. При плавном открытии газа на 2/3 хода акселератора (около 7000 об/мин) скутер резво разгоняется до 60 км/час, затем плавно до 80 км/час, но обороты спадают до 6500 об/мин. После довёртывая газа можно разогнать до 100 (8200 об/мин), уже медлено, без подхвата. После 20-30 км пробега и прогрева редуктора появляется максималка 105-110 км/час (8500-9000 об/мин), но газ отвернут до упора.
Тормоза надежны только на прямых. Начиная с 70 км/ч, лучше резко не тормозить, по возможности докатывать по инерции до 20-40 км/ч. Плавно торможу практически только передним тормозом, задний держу для завершения или для предотвращения скатывания на светофорах.

SYM VS 150 (HV15WA-6)

Концепт был представлен осенью 2005 года, на Миланском мотосалоне. Последующие годы, внесли в его конструкцию и характеристики перемены, не отражённые в сопроводительной документации. Изменения происшедшие с SYM VS 150, вызваны были его сертификацией по нормам EURO 4 для возможности продажи в Европе и уменьшения таможенных издержек. Модификации модели, получили торговый дефис - NEW. На первый взгляд, он мало отличается от представленного в 2005 году.
SYM VS 150
Скутер получил обтекаемую спортивную форму, с двумя выразительными фарами. Несколько похож, на не крупного, элегантного, готового к броску хищника. Создать VS 150 было почти не реальным делом, но только не для инженеров и производственных умельцев SYM_а. Их изыски - вероятно бесконечны...
Модернизированы отдельные узлы двигателя и трансмиссии, что не мешает при ремонте использовать серийные модификации узлов. Оптимизированы конструкция, габариты и вес. Хотелось бы особо отметить, новые решения, не лишённые оригинальности и простоты. Однако детализация потребует не нужной разборки агрегатов - что в обозримое время, практически бессмысленно. В сервисных центрах, SYM VS 150 - гость очень редкий.
Не традиционная подача материала, позволяет сразу комментировать конструкцию и внесённые изменения. Старые величины и комментарии в скобках.

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: 2-х местный скутер (мопед, мотовелосипед по классификации ТС в РФ)
Длина: 1920 (1910) мм. (стал чуть длиннее)
Ширина: 680 (740) мм. (заметно уже)
Высота: 1125 (1160) мм. (и ниже)
Высота по седлу 720 (770) мм. (водитель теперь, сидит ниже пассажира)
Колесная база: 1350 (1345) мм. (смещено крепление двигателя на раме)
Сухой вес: ~ 132 (133) кг.
Разрешённая максимальная масса 292 кг.
Грузоподъёмность: ~ 160 кг!
Максимальная скорость: 110 км/час (8800 об/мин).
Длительная (крейсерская) скорость: 95 км/час (7900 об/мин)
Разгонная динамика: 24 (26) секунд (старт с места, дистанция 402 метра)
Гарантия: 2 года или пробег 10 000 км (ранее 1 год и 5 000 км.)

ДВИГАТЕЛЬ

Карбюраторный, одноцилиндровый, четырехтактный, принудительного воздушного охлаждения с верхним расположением четырехклапанного ГРМ и керамическим покрытием цилиндра, изготовленного из алюминиевого сплава. Как агрегат серии Euro MX, сертифицирован по экологической норме EURO 4 (3).

Двигатель, подвешен вверху на оси и двух амортизаторах за раму скутера. Представляет единую конструкцию, с генератором переменного тока, стартёром, воздухофильтром, карбюратором, трансмиссией, редуктором, барабанным тормозом, со съёмным усилителем крепления заднего колеса и глушителем выпуска.

Объём: 150.6 (149,5) куб.см
Мощность: 13.0 (12,4) л.с, при 8250 (8000) об/в мин.
Диаметр цилиндра: 57.4 мм.
Ход поршня: 58.2 (57.8) мм. (изменена балансировка коленвала)
Степень сжатия: ~ 10.8 (9.6) (увеличен на 0.4 мм ход поршня)
Крутящий момент: 12,4 (11,8) кг. метр при 6500 (6300) об/в мин.
Генератор переменного тока: ~ 140 Вт, ротор выполняет функцию маховика.
Зажигание: Батарейное, CDI, с электронной коррекцией угла опережения.
Свеча: NGK CR8E D = 10 мм L = 19 мм, в герметичном наконечнике.
Смазка: Шестерёнчатым насосом, масло 10W40 из картера, ~0.8 литра.
Вентиляция: Картера клапанная, ГРМ прямоточная, отвод газов в карбюратор.
Карбюратор: CVK 24 мм, с вакуумной ГДС и электрическим пусковым обогатителем.
Система выпуска: Прямоточный глушитель с каталитическим дожигателем.
Запуск двигателя: Ножной и электростартер
Топливо: Бензин АИ 92-98
Расход топлива: 2,9 - 3.3 литра на 100 км.
Подача топлива: Вакуумный насос с запорным обратным клапаном.
Бензобак: ~ 6 литров. (На 160-180 км, ~ 0.5 литра не расходуемый остаток).

ВОЗДУХОФИЛЬТР

Забор воздуха осуществляется из-под капота, в верхней части рамы, где низкое содержание водяной и дорожной пыли. Корпус лабиринтного типа выполнен из ударопрочного пластика, закреплён над корпусом трансмиссии, эффективно снижает шум впуска. Внутри расположен изготовленный из синтетических волокон, регенерируемый фильтр низкого сопротивления (ФНС).

ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА

Заливная горловина бензобака, слева за передним обтекателем, открывается пробкой от замка зажигания, и дополнительно вмещает ~ 0.5 литра топлива. Бензобак расположен под ногами - подача топлива вверх, осуществляется вакуумным насосом. Разряжение подаётся через шланг из канала за диффузором карбюратора.
Степень подачи топлива, пропорциональна оборотам и пульсациям давления объёма воздуха в поплавковой камере. Ограничителем подачи служит клапан поплавковой камеры. Предотвращает возврат топлива в бак - запорный обратный клапан на выходе насоса.
Насос жёстко закреплён на уровне бензобака на раме, за фильтром тонкой очистки. Шланг подачи топлива от насоса, защищён гибкой спиральной пружиной. Ускорительный насос карбюратора подключен резиновыми шлангами, через тройник соединяющий промежуточный клапан в сапуне вентиляции картера и канал за диффузором карбюратора.

ВЕНТИЛЯЦИЯ КАРТЕРА

Приемный патрубок карбюратора изготовлен в монолите с корпусом воздухофильтра и имеет два дополнительных канала (В и С).
Из канала (В) - очищенный воздухофильтром воздух, через шланг и малое отверстие (дроссель наддува картера), далее через промежуточный клапан привода ускорительного насоса, попадает в сапун (клапан вентиляции) картера. При движении поршня вверх уменьшается давление в картере, это вызывает срабатывание клапана сапуна картера. В картере двигателя начинается направленная замкнутая циркуляция очищенного воздуха и образуется разряжение.
В канал (С), ( в зону разрежения за водушным фильтром) при движении поршня вниз, через узел ГРМ в карбюратор, возвращается пульсирующий поток картерных газов для дожигания с топливной смесью. Это уменьшает растворение в смазочном масле картерных газов, увеличивая срок службы двигателя - предотвращается засорение, унос смазки через сальники и быстрое ухудшение её свойств. Разряжение уменьшает знакопеременные нагрузки на детали ЦПГ, сокращает потери мощности и расход топлива.
Для надёжной работы системы вентиляции картера - необходимо следить за герметичностью соединительных шлангов и пробки маслозаливной горловины!

РЕКУПЕРАЦИЯ

Калиброванная по длине и сечению трубка (резонатор), соединяет эжектор выпускного канала с впускными клапанами ГРМ, сглаживает пульсации потока топливной смеси в надклапанном пространстве ГРМ и ускоряет инерционное наполнение цилиндра рабочей смесью на высоких оборотах. На холостых и малых частично разбавляет смесь отработанными газами, через впускные клапаны. Незначительно увеличивает мощность на высоких оборотах, стабилизирует малые обороты холостого хода двигателя. Требует минимального сопротивления выпуску - прямоточный глушитель.

ТРАНСМИССИЯ

Клиноремённый вариатор с автоматическим центробежным сцеплением (CVT). Передаточное число от 3,56 до 0,8 - плавно изменяется от числа оборотов двигателя с 1800 - до 5600 об/мин. При 2300 об/мин коленчатого вала, когда обороты торкдрайва достигают 700 об/мин = 7 км/час, сцепление плавно включается - передавая вращение на первичный вал редуктора привода заднего колеса. Максимальная скорость вращения барабана около 11000 об/мин = 110 км/час, достигается на предельных оборотах двигателя 8800 об/мин!
Отличает вариатор, оригинальная конструкция роликов. Их пористая наружная пластиковая оболчка, пропитана термостойкой PTFE смазкой на силиконовой основе. Отсутствие сухого трения сокращает износ и деформацию роликов от оплавления, улучшая теплообмен - срок службы превышает 10000 км. Торцы роликов выполнены с разными фрикционными вставками. Асимитричная работа вариатора, основана на разности трения роликов о направляющие - при разгоне и торможении. При сборке узла, требуется точная ориентации роликов в направляющих. Профили элементов вариатора, обеспечивают интенсивный и плавный разгон и длительный накат при сбросе газа. Это заметно экономит топливо в городском цикле движения.
Герметизированный корпус, охлаждается крыльчаткой наружной щеки вариатора. Воздух поступает сверху полой сварной рамы и забирается через гибкий воздуховод в её нижней части. Это препятствует попаданию в вариатор воды и мусора с дорожного покрытия. Выходит нагретый воздух - через изогнутый сифонный канал, сзади трансмиссии. При работающем двигателе, воздушный поток препятствует попаданию воды через сифон в трансмиссию - обеспечивая длительное преодоление водных преград, глубиной до 40 см! А кратковременный забор воды крыльчаткой системы воздушного охлаждения, при умерено высоких оборотах двигателя - не вызывает его переохлаждения и остановки от залития герметичного ВВ провода запальной свечи.
Узлы трансмиссии по посадочным размерам унифицированы и взаимозаменяемы с большинством анологичных выполненых на базе двигателя GY6 125-175 cc Honda или 152-161 QMJ. Исключение приводной ремень - его размеры привязаны к расположению осей коленвала и редуктора на литье картера. По мере износа шкивов, изготовитель рекомендует для установки 3 размера ремней:
От 0 до 15000 км пробега B 23100-VS1-0000 BANDO (808х19х30
От 15000 до 30000 км пробега B 23100-VS1-0001 BANDO (811х19,2х28)
От 30000 до 50000 км пробега B 23100-VS1-0002 BANDO (814х19,4х28)
По достижении 50000 км пробега - заменить изношеные детали, оригинальным комлектом.

РЕДУКТОР

Понижающий трехосный, передаточное число ~9,7. Расположен в литом корпусе, заполненном трансмиссионной смазкой 85W140 или 75W90, ~ 0.11 литра. Замена смазки через 5000 км. Вентиляция выведена газоотводной трубкой в вихревой канал, лабиринта воздушного фильтра. На первичном валу расположены, торкдрайв и центробежное сцепление. На выходном, закреплено заднее колесо, симметрично усиленное дополнительным креплением.

ЗАДНИЙ ТОРМОЗ

Выполнен совместно с редуктором, классический двух колодочный, барабанный 130 мм. С фиксируемым регулятором натяжения тросового привода, на рычаге поворотного кулачка. Управление ручным тросовым приводом на руле - слева.

ПЕРЕДНИЙ ТОРМОЗ

Дисковый 273 мм, с гидравлическим, ручным приводом на руле - справа.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ, РАМА И КУЗОВ

Передняя подвеска: Перевёрнутая телескопическая вилка.
Задняя подвеска: Рамная, маятниковая, с 3-мя степенями регулировки.
Амортизаторы газо-масляные, задние регулируемые.
Шины: Передняя - 110/90-12 61J T/L. Задняя - 130/70-12 64J T/L.
Для EURO 4 изменены: Размер передней шины и класс надёжности.
Давление в шинах: Передняя 1,75 кг/см. Задняя 2,0-2,25 кг/см.
Диски колес: Алюминиевые литые, борта усилены.
Рама: Хребтового типа, из сваренных на косынках стальных профилей.
Кузовные детали: Выполнены из ударопрочного окрашенного пластика.
Спидометр: Привод от редуктора переднего колеса, шкала 140 км, программно выкидывает флажок, напоминая о своевременности замены смазки.
Имеются удобные стояночная, боковая и откидные пассажирские подножки.
Под седлом размещен большой (более 30 литров) багажник...

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Питается свинцово-кислотным, геле наполненным аккумулятором GTZ12S-BS. Расположен на раме справа, в районе заднего колеса. Работает в режиме буферного заряда от генератора переменного тока мощностью 140 Ватт. Начиная с холостых оборотов обеспечивается стабильное напряжение 13,6-13,8 вольт. Выпрямитель с регулятором напряжения установлены в пространстве переднего щита. Там же расположены, сигнал, прерыватель поворотов, электронный коммутатор с плавным разогревом нитей ламп фар, коммутатор CDI (DC-DC) c фильтром для его питания, замок зажигания и разъёмы коммутации.

Управление удобное, осуществляется с рулевой колонки. На наружном сегменте переднего щита расположены: 2 фары дальнего и ближнего света и 2 ходовых габарита на светодиодах. Две лампы по 35 ватт, уверенно освещают дистанцию 400-600 метров. Сзади расположен светодиодный красный задний фонарь. Он же и стоп сигнал со светодиодной подсветкой номерного знака. По обе стороны расположены лампы поворота, дублированные расположенными на руле.

ПРИБОРНАЯ ПАНЕЛЬ

Расположена на рулевой колонке. В центре спидометр совмещённый с флажком напоминателя замены масла, индикатором расхода топлива и включения дальнего света. Вверху, на периметре контрольные лампы поворотов. Подсветка лампами накаливания - не слепит и не отвлекает.

2 комментария:

  1. Спасибо автору, сохранившеему исходный текст моего опуса.
    Сегодня 16 декабря 2022 года, мой SYM VS150 после пробега 55 000 км, снова зимует под снегом - до весны.
    12 лет его практически безотказной эксплуатации - заслуга производителя, при моём скромном участии ....

    ОтветитьУдалить
  2. И где же запчасти приобретать на sym vs150?

    ОтветитьУдалить