четверг, 29 марта 2012 г.

FAQ: Скутозвук

Надеюсь никому не надо объяснять про технические сложности озвучивания скутов. Фактически мы с вами за свой счет озвучиваем улицу как последние ниггеры из Queens (NY) или латиносы из Калифорнии :P . Как старый (типо польстил себе) профессионал в этой области - готов поделицца на безвозмездной (клубной) основе знаниями и навыками построения ПРАВИЛЬНО звучащей аудиосистемы на скутере (автомобиле, катере, вертолете, яхте, дирижабле, ионном планетолете, и т. п. - ненужное вычеркнуть). САМАЯ главная засада - в крайне дистрофичной (по сравнению с вышеперечисленными ТС) системе электроснабжения. Даже максискутеры не могут похвастацца могучими генераторами и акку (как на ВАЗ-2101). Трудности типа невозможности вклячить в двери 8-дюймовые спикеры нас не остановят - дверей у нас с вами нету (чем и гордимся!!!!!!!!!!!!!!!!!!! :D ).
Ну и што нам делать?! Репу не чесать - фсе ходы записаны!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! :D
Готовлю красочный - с картинками FAQ для фсех на евту тему. От Аз до Ять по озвучиванию наших тыбуреток. С субботы начну в жесткой форме. Надеюсь уважаемые модераторы поддержуть! :D
Сразу предупреждайу - как старый скутероклубовец ( http://www.scooter-club.ru/phpBB2/viewforum.php?f=39 ) <off topic> и держатель клубной карты буду делицца поровну!!! Простьба не расстреливатдь!!!!!!!!!!!! :oops:

Уважаемые коллеги! В данном материале я собираюсь максимально подробно и понятно изложить, как ПРАВИЛЬНО сделать ПРАВИЛЬНУЮ мото-аудиосистему на скутере с учетом основных положений электроакустики (есть такой подраздел физики) и личного опыта. Во избежание словоблудия и мордобития в полемическом задоре, разговор умышленно не будет касаться вопросов дизайна и оформления, здесь, как говорится, на вкус и цвет – фломастеры разные.

Колоссальная просьба все вопросы по тексту задавать не здесь, а тут: http://www.scooter-club.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=75521 Заранее благодарю!


Акустические системы (далее в тексте АС) и сабвуферы в том числе:

Деление АС по признаку наличия встроенного усилителя мощности (УМ) – пассивные (без УМ) и активные (с УМ). Как правило, активными являются подавляющее большинство компьютерных колонок и домашних сабвуферов. Автомобильные тоже бывают активными.
Деление АС по признаку устойчивости к воздействиям окружающей среды, расположу по возрастанию – домашние (компьютерные в т.ч.), автомобильные (некоторые из них) и морские.
На такие же категории они делятся и по звуку: домашние для озвучивания нескольких десятков кубометров закрытого объема, автомобильные для нескольких кубометров закрытого объема, морские для открытого воздуха. Из вышеизложенного ясно, что домашние нам не подходят ну никак. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит! Морские подходят просто отлично,
Изображениевот только цена у них зачастую кусачая, да и потребные объемы акустического оформления не всегда скутерные. А вот с автомобильными не все так плохо как кажется на первый взгляд.
По конструкции АС бывают широкополосными – когда весь частотный диапазон воспроизводит один единственный излучатель. Например
Изображение
Как правило это динамики бюджетные с не очень хорошим звуком, если не сказать больше.
Двух- и трехполосные АС имеют отдельные излучатели для высоких, средних и низких частот
Изображение
Соответственно, для ВЧ - пищалка или твитер (tweeter), для СЧ – мидрейндж (midrange) или среднечастотник, для НЧ – вуфер (woofer) или басовик. В двухполосном варианте
Изображение
средние частоты воспроизводит мидбас (midbass).
Четырех- и более- полосные АС выпускаются специально для люмпенов, гопников, маргиналов и прочих неприятных представителей фауны.
Изображение
Например, ни один джигит в здравом (как ему кажется) рассудке не поставит в свою ржавую “шаху” динамики с числом полос менее 4, его просто свои же заклеймят как лоха непрохлебнутого.
АС бывают коаксиальными и компонентными. У коаксиалов пищалки и МИДы обычно находятся по центру вуфера.
Изображение
Для скутерного применения гораздо лучше вот такие продвинутые коаксиалы.
Изображение
Установка таких динамиков самое простое дело.
У компонентных АС пищалка и басовик это отдельные компоненты. Это позволяет радикально улучшить передачу ВЧ диапазона.
Изображение
В этом смысле рациональнее закрепить пищалки к кронштейнам зеркал, при этом они не должны мешать управлению скутером. Да, и попробуйте поэкспериментировать с направлением твитеров – результаты могут быть неожиданными и приятными.
Сабвуфер (subwoofer, sub) – это просто узкоспециализированный НЧ динамик. Необходимо помнить, что даже сверхбюджетный саб басит гораздо лучше, чем самые дорогие “блины”. Ну, работа у него просто такая!
Как правило, более крупные динамики более басисты. Стандартные размеры динамиков:
Кругляши в дюймах и сантиметрах:
3.5”-8см
4” -10см
5.25”-13см
6.5”-16,5см (иногда называют “17ми”)
8”-20см
10”-25см
Эллиптики в дюймах:
4”x6”
5”x7”
6”x9”(в народе называют “блины”)
В условиях скутера обычно применимы АС размерностей 4”, 5”, 6” и сабы 8”.
Изображение
Необходимо отметить, что хорошие 6” динамики уже обеспечивают достаточный уровень баса даже без помощи сабвуфера (кто был на открытии сезона 2007 в “Кружке” на Чертановской, могли это слышать сами на моем желто-черном кетайце). Для нас с Вами это особенно важно, т.к. саб на скуте неуместен (если это только не максик типа Burgman). С сабом, конечно, наряднее, но уж слишком много инженерных проблем он с собой тащит.
Обязательным условием для нормальной работы АС на нижних частотах является акустическое оформление. В громкоговорителе при колебаниях диффузора головки электродинамического типа его фронтальная и тыльная поверхности приводят в движение воздух, создавая попеременно его сжатие и разрежение. Таким образом, когда с одной стороны диффузора давление возрастет, то с другой стороны, наоборот, уменьшается. На низких частотах, если динамическая головка не имеет акустического оформления (в свободном пространстве), из-за дифракции звуковых волн происходит процесс акустического короткого замыкания и результирующее звуковое давление в окружающем пространстве сильно ослабляется. Для динамиков предпочтительным видом акустического оформления для нас будет т.н. ЗЯ (закрытый ящик). Закрытый ящик, обычно заполняется звукопоглощающим материалом во избежание стоячих и других волн. При этом акустическая энергия, излучаемая тыльной поверхности диффузора, рассеивается внутри ящика.
Изображение
Этот вид прощает даже суровые ошибки в расчете. На самом деле можно просто исходить из следующих типовых объемов для каждого НЧ динамика:
10 см (4”) 1-3 литра
13 см (5,25”) 4-6 литра
16,5 см (6,5”) 7-12 литров
6” х 9” 15-25 литров
20 см (8”) сабвуфер 10-16 литров
Увеличение объема дает бОльшую глубину баса, уменьшение – бОльшую динамику.

Продолжение на следующей странице.

Комментариев нет:

Отправить комментарий