Как устроены вариатор и центробежное сцепление |
![]() |
![]() |
![]() |
![]()
В статье описаны устройство и принцип работы вариатора и центробежного сцепления.
![]()
Он используется для плавного изменения частоты
вращения ведомого вала. В основном на всех типах мотороллеров установлен
клиноременный вариатор. Он состоит из ведущего шкива, ведомого и
клиновидного ремня и работает только в зависимости от количества
оборотов двигателя, не реагируя на нагрузки (например при подъеме в
гору, нагрузка на заднее колесо увеличивается, а передаточное число
остается неизменным), что является одним из его недостатков.
Начнем с самого простого. Почему клиновидный ремень? Из рисунка видно, что ремень в разрезе имеет трапециевидную форму и "вклинивается" в шкив только своими боковыми поверхностями. При износе этих поверхностей, благодаря своей форме, он врезается глубже в шкив и все равно остается в хорошей сцепке с ним. Как изменяется передаточное число? Устройство ведущего шкива (ведущий шкив вращается коленвалом) таково, что его щеки при воздействии центробежных сил плавно сжимаются и выталкивают клиновидный ремень все дальше и дальше от центра шкива. Ведомый же шкив при этом наоборот, разжимается, и ремень на нем плавно утопает все ближе и ближе к центру шкива. Чем больше обороты двигателя - тем больше сжимается ведущий шкив и разжимается ведомый, тем самым меняя передаточное число от коленвала к заднему колесу. Этот процесс хорошо виден на этих рисунках:
Двигатель не запущен:
![]()
Малые обороты двигателя:
![]()
Средние обороты двигателя:
![]()
Максимальные обороты двигателя:
![]()
На рисунках показаны также положения клиновидного
ремня в разрезе на ведущем шкиве (слева) и ведомом (справа) при разных
режимах работы двигателя.
Как устроен ведущий центробежный шкив вариатора? Довольно просто! Разберемся в его конструкции, показанной на рисунке: ![]()
1 - неподвижная щека шкива, жестко прикрученная к
цапфе (хвостику) коленчатого вала 5 болтом 8 с шайбой 6. Клиновидный
ремень 2 размещен между щеками 1 и 3. Щека 3 устроена так, что свободно
перемещается на валу 5. Перемещают ее ролики 4 которые упираются в
упорную и неподвижную щеку 9. Под воздействием центробежной силы, ролики
4 расходятся от центра вала 5, тем самым сдвигая щеку 3 ближе к щеке 1 и
выталкивая ремень 2 дальше от вала 5. Положения роликов 4 и щеки 3 на
разных оборотах двигателя Вы уже видели на четырех рисунках выше.
Теперь немного о ведомом шкиве (рисунок ниже). ![]()
От ведущего шкива он отличается тем, что у него нет
роликов, вместо них пружина (смотрите рисунок справа). В тот момент
когда на ведущем шкиве щеки сближаются, выталкивая при этом ремень, на
ведомом шкиве щеки (а именно двигается щека 5 по валу 7, щека 6
установлена жестко и неподвижна) наоборот, расходятся, сжимая пружину 3,
и ремень опускается глубже, что опять таки видно на режимах работы
двигателя выше на четырех рисунках. Благодаря пружине 3 клиновидный
ремень всегда натянут, и натяжение его пропорционально увеличивается с
увеличением оборотов. Это в свою очередь позволяет не проскальзывать
ремню на более высоких оборотах, на которых нагрузка больше чем на более
низких.
Существуют также более простые модели мотороллеров у которых отсутствует вариатор на ведущем валу. Вместо него установлен простой шкив и передаточное число от него к ведомому фиксированное на всех оборотах двигателя. Такие модели больше 50 км/ч. не развивают и "тупо" набирают обороты с места. Ведомый же шкив у них такой же как и у вариаторных - под пружиной и служит только для натяжения ремня. Единственный плюс такого устройства - ремень служит дольше. Дальше вступает в работу автоматическое сцепление, которое находится в сборе с ведомым шкивом.
Что такое центробежное автоматическое сцепление? Это
механическое устройство, которое автоматически, при определенных
оборотах двигателя, с помощью центробежных сил соединяет вторичный вал
вариатора с редуктором. Оно используется для плавного троганья
мотороллера с места без каких либо ручек и педалей. Такое сцепление
установлено в основном на всех типах мотороллеров, где установлен
клиноременный вариатор.
Рассмотрим принцип работы автоматического центробежного сцепления с помощью рисунка: ![]()
Вторичный вал клиноременного вариатора 2 (далее
просто вал вариатора) установлен на первичном валу редуктора 4 (далее
просто вал редуктора) на подшипниках 8, и благодаря этому два вала
вращаются независимо друг от друга в тот момент когда мотороллер не
заведен или работает на холостых оборотах.
На валу вариатора установлена пластина 2 к которой крепятся колодки 3 (с помощью втулок 7) с приклеенными к ним асбестовыми накладками 5. Колодки прижимаются под действием пружин 6 в направлении к центру вала вариатора. При определенных оборотах двигателя, под воздействием центробежных сил, пружины разжимаются и колодки 3 начинают двигаться в направлении, указанном стрелками с буквой С. При этом накладки 5 плавно прижимаются к диску 1, который жестко прикручен к валу редуктора 4, вал редуктора соединяется с валом вариатора и они начинают вращаться синхронно. Как же получается так, что мотороллер плавно трогается с места? Очень просто. На оборотах двигателя, при которых мотороллер только начинает трогаться с места, сила С показанная стрелками на рисунке еще не велика, поэтому колодки проскальзывают (трутся) по диску 1, и он начинает вращаться, но еще с меньшей скоростью чем вал вариатора. С увеличением оборотов, когда эта сила возрастает, проскальзывание плавно уменьшается и наступает момент, когда колодки 3 с накладками 5 прижимаются так сильно, что сцепляются жестко и обороты вторичного вала вариатора 2 беспрепятственно передаются редуктору 4 и становятся равными.
Дальше вступает в работу редуктор, но об этом уже другая статья...
Удачи!
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий